Старец Даниил – первый Елисаветградский святой

25 апреля 2013 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику святых Елисаветградского подвижника благочестия Христа ради юродивого старца Даниила. Что же за личность скрывается за этими малопонятными обычному человеку церковными терминами?
daniilИздревле люди стремились к Богу, к познанию Его святой воли и тех духовных законов, по которым существует мир. И Всевышний, заботясь о Своих созданиях, всегда открывался людям через святых угодников – пророков, праведников, преподобных. И особыми по роду своего подвига и степени самоотвержения здесь стоят юродивые. Юродство Христа ради родилось на Востоке, и прижилось на Руси. Юродивый – это, нарушающий рамки привычного и выпадающий за пределы обычных представлений, человек. Это совершенно особый подвиг, при котором человек отказывается от собственного разума перед людьми и добровольно принимает вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека. Юродивые отрекаются от всех благ и материальных ценностей нашей обыденной жизни и всецело приносят себя в жертву Богу. При этом они подвергаются всем опасностям бездомной и бесприютной жизни, а от людей терпят презрение, насмешки, ругань и побои. «Юродивый» в переводе на современный язык означает «сумасшедший», и это именно то, кем они хотели казаться в глазах окружающих людей, чтобы за маской мнимого безумия и полным пренебрежением к собственному внешнему виду скрыть непрестанную молитву о тех, кто их поносит, обижает и призирает. У многих наверняка возникнет вопрос: «К чему такие крайности?» Но давно известно, что основой духовного возрастания является смирение. И вернейшим способом его достижения служит поношение, оскорбление и бесчестие от окружающих, лишающие подвижника всякой возможности возгордиться и потщеславиться. Юродивых при жизни никто не любил и не хвалил. Своим поведением они как бы говорили людям, что это вы безумные, вы сумасшедшие, вы променяли вечное и великое на временное и ничтожное. Мнимым безумием юродивые обличали безумие мира. Все древние пророки Израиля (особенно Исаия и Иезекииль) юродствовали, т.е. Господь повелевал им делать странные вещи и поступки, которые многие не понимали. Но они поступали еще так и потому, чтобы за ширмой безумия возвещать Волю Божью не только простому люду, но и власть имущим мира сего. И что поразительно, цари, слыша обличительные слова юродивых, неожиданно теряли присущую им свирепость и жестокость. Люди давно заметили, что за свой тяжелейший подвиг юродивые щедро получали от Бога различные духовные дары: имели силу исцелять больных и прокаженных, воскрешать мертвых и на многие годы вперед прозревать будущее. Им были открыты не только сокровенные помыслы людские, но и судьбы человеческие. Им дана власть вымаливать у Бога прощение и помилование городам и даже целым народам, которые своими грехами и беззакониями прогневили Всевышнего.
Таким в полной мере был и елисаветградский Христа ради юродивый старец Даниил. Известно о нем немного. Родился он в ХVII веке. Где проходило его детство и юность не известно. История сохранила для нас скудные известия о том, что где-то в конце ХVII столетия Даниил поселился на старом Петропавловском кладбище в землянке, которую сам себе выкопал неподалеку от деревянной Петропавловской церкви. Был он худощавый, высокого роста, носил черный подрясник, поверх которого был надет большой металлический крест на крупной цепи. На берегу реки Бьянка Даниил насадил фруктовый сад, плодами которого и подаянием от людей он и питался. Из того, что ему жертвовали, себе старец Даниил практически ничего не оставлял, а все раздавал бедным. По преданию жители теперешнего городского района Балки испытывали трудности с питьевой водой (не было по близости подходящего источника, и за водой приходилось ходить на большое расстояние). С этой проблемой они и обратились к блаженному Даниилу. Три дня, стоя на камне, возносил старец свои молитву к Богу, после чего к радости всех забил из земли источник целебной воды. Многие люди, употребляя эту воду, получали облегчение или полное исцеление от мучавших их недугов. Дошел до нас и случай вразумления одного иноверца, который постоянно досаждал старцу Даниилу словами: «Докажи мне, что есть Бог, сотвори чудо!». После очередной такой реплики юродивый взял засохшую палку подсолнечника, вкопал ее в землю (а дело было зимой) и, уединившись в свою землянку, вознес пламенную молитву Богу. Спустя какое-то время на глазах изумленного иноверца подсолнечник выбросил цвет. Так по молитвам своего угодника Господь явил чудо и вразумил заблудшего. Велика была сила веры подвижника, и угодны Богу были его молитвы. Нередко видели старца Даниила на Петропавловском кладбище, где он по сорок дней молился на могилах новопреставленных. Господь открывал Своему избраннику то, что обычно сокрыто от человеческого взора. Однажды хоронили богатого и знатного жителя Елисаветграда: торжественные похороны, большая процессия, а Даниил бегал вокруг, размахивал палкой, ругался на кого-то невидимого и бросал камнями. В другой раз хоронили бедняка, отца троих детей, а юродивый шел рядом, радовался, и пел псалмы. Люди спросили его о причине такого странного поведения, и был ответ: «Богач прожил жизнь в роскоши, земных удовольствиях, грехах, и душу его взяли бесы. Вот я от них и отбивался палкой и камнями. А бедняк прожил жизнь праведную, и ангелы Божьи приняли его душу. Я их видел и радовался».
Прожив долгую жизнь, угодив Богу и послужив людям старец Даниил упокоился от своих земных трудов и был погребен на Петропавловском кладбище неподалеку от той землянки, в которой совершал свои подвиги. Прошло время, и потихоньку об этом необычном подвижнике стали забывать. Но Всемилостивый Господь не пожелал, чтобы память о старце Данииле исчезла. Начиная с 1860 г. на могиле святого стали совершаться чудеса помощи и исцелений, да так обильно, что место захоронения старца Даниила стало объектом паломничества не только жителей Елисаветграда и Херсонской губернии, но и соседних с нею губерний. На доброхотные пожертвования людей над могилкой старца была возведена деревянная часовня… Но революция и последующие годы воинствующего атеизма наложили свой негативный отпечаток. Большевистская власть приложила все усилия, чтобы уничтожить это святое место: в 1930-е годы разрушили часовню, в 1971 году сровняли с землей могилку старца. И только стараниями духовенства и прихожан Кировоградской епархии святыню удалось возродить: была возведена часовня над источником старца Даниила, облагорожена территория возле этого святого места, собраны архивные документы к жизнеописанию этого угодника Божьего. И как итог – канонизация старца Даниила в лике местночтимых святых. И что знаменательно, будучи первым подвижником в нашем родном городе, он первым и прославлен.

Мануйлов Александр.