Адриан Иоаннович Вожаков

Адриан Иоаннович Вожаков
(1887- расстрелян 25 ноября 1937г.),
протоиерей, настоятель Покровской церкви г.Александрии.

На протяжении многих веков  история нашего края насыщена огромным количеством событий гражданской и церковной истории, связанных между собой невидимой духовной нитью. Казалось бы, что может быть общего между теми или иными  событиями, происшедшими в ХІХ – ХХ, и в ХХІ веке? Внимательно изучая историю края, сопоставляя между собой фрагменты из жизни многих известных и доселе неизвестных личностей, в который раз убеждаешься в том, как всё духовно взаимосвязано между собой.
В начале ХІХ века в годы правления Александра І  в помещичьем селе Ревуцкого Величковка, Ольвиопольского уезда произошло событие о котором разнеслась весть по всей близлежащей округе Херсонской, Екатеринославской и других губерний. В Духовную консисторию Екатеринославской епархии в августе 1819 г. от благочинного священника Петра Моторного был направлен Рапорт с приложенными отзывами свидетелей чуда, происшедшего 30 марта 1819г. в неделю Ваий во время совершения Божественной Литургии в Николаевской церкви села Величковки. При многочисленном собрании народа и помещиков сего села «Страстная икона Богоматери, написана на холсте, стоявшая по обыкновению на наместной иконе испустила из очей слезы, которые исходили чрез всю икону до самых ног и ниже». Позже при освидетельствовании иконы стало известно, что слезы Богоматери были в виде мира и с благоуханием. Множество приходящих из различных сел и городов на поклонение к сей иконе получали исцеления от различных телесных и духовных недугов. Были случаи исцелений от рака, немоты, паралича, падучей… Впоследствии все эти случаи были освидетельствованы, тщательно изучены специально созданной комиссией при Духовном правлении, что и послужило фактами в деле причисления иконы к списку Чудотворных икон Пресвятой Богородицы с наименованием сего образа РЕВУЦКОЙ. Так незначительное до сего времени село Величковка помещика Ревуцкого  стало известным. В 1848 году оно приобретает статус местечка. В 1854 году вместо старой деревянной церкви на церковные средства при помощи помещика Димитрия Ревуцкого и других благотворителей была построена новая кирпичная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В этот же храм и была перенесена Ревуцкая икона Богоматери. Немногими годами позже, после упразднения военных поселений, военный до этого периода, город Елисаветград снова приобретает статус уездного города. Снова возрождается Елисаветградский уезд, в состав которого вошло и местечко Величковка, но уже  с новым наименованием Добровеличковка.
В конце того же  ХІХ века происходит еще одно событие, которое в последствии станет знаменательным  в истории Добровеличковки…              30 августа 1887 года в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского священник  Николаевской церкви м. Добровеличковка Михаил Никитин совершил таинство святого крещения над новорожденным младенцем Адрианом. Мог ли в тот момент отец Михаил предполагать, что сей младенец в скором будущем неоднократно будет повторять над другими эти священные слова: «Крещается Раб Божий…. во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Восприемниками Адриана у святой купели были крестьяне м.Добровеличковки Варфоломей Григорьевич Скирда и Ирина Назарьевна Шевчукова. Вряд ли и они могли предполагать, что на своих руках держат будущего пастыря Церкви Христовой, который через полстолетия,  пополнит число священномучеников, пострадавших за имя Христа в ХХвеке.
А родился будущий протоиерей Адриан накануне праздника святых мучеников Адриана и Наталии, 25 августа 1887 г., в семье крестьянина посада Ново – Архангельска Вожакова Иоанна Григорьева и жены его Лукии Павловны. С детства Адриан возрастал в атмосфере любви ко Господу, Пресвятой Богородице и всем святым. Неоднократно приходилось ему наблюдать в Николаевской церкви местечка Добровеличковки примеры искренней молитвы простого народа перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, именуемой Ревуцкой. Именно эти примеры и стали настоящей школой молитвы, что в дальнейшем и предопределило выбор  жизненного пути.
Где, в какой школе Адриан изначально обучался грамоте, мы не знаем, известно лишь, что в 1904 году он окончил 2-х классную министерскую школу. А с сентября 1906 года служил  псаломщиком  и  одновременно учительствовал, но звание учителя получил лишь в октябре 1908 года.
А 25 августа 1909 года, исполняющий обязанности псаломщика Архангело-Михайловской  церкви села Пантазиевки, Александрийского уезда, Адриан Вожаков переведен к Покровской церкви м. Лысой Горы, Елисаветградского уезда. Но лишь в мае 1913г. его утверждают  в должности псаломщика того же Покровского храма.
Здесь же в местечке Лысая Гора Адриан знакомится с учительницей Афанасьевой Еленой Иоанновной и в 1910 году соединяет с ней свою судьбу в законном браке. В 1914 году у них родилась дочь Валентина. В этот период происходят изменения и по службе: Адриан Вожаков делает окончательный свой выбор, решив свою жизнь посвятить пастырскому служению. Как свидетельствует запись в его послужном списке, 13 ноября 1913 года Адриан Вожаков был рукоположен во диакона, а 20 мая 1915г. экзаменован во священника.
В связи с тем, что 13 июня того же года отец Адриан назначается священником церкви Георгия Победоносца в селе Андрусовка,*  Александрийского уезда, Стецовской волости, Херсонской губернии, он вместе с женой и дочерью переезжают на новое место жительства.
* Ныне село Андрусовка Светловодского р-на  Кировоградской области. К сожалению, этот красивый деревянный храм, построенный в 1896 году, был разрушен как и многие храмы нашего края во времена богоборческой власти в 30-х годах ХХ века.
1917 – 1918 годы… Годы революционных лихолетий и всевозможных переворотов,  народной смуты, годы братоубийства и  гражданской войны…. Отношение новой власти к Церкви, священству и верующим было ненавистным, более того, основой их новой политики – была борьба против Церкви Христовой. С первых же дней начали закрывать и грабить храмы и монастыри, без суда и следствий расстреливать священнослужителей.   Эти события не обошли стороной и наш край, оставив горькие отпечатки в судьбах многих семей. Вот как к примеру о событиях, происходящих в эти годы в г.Александрии и Александрийском уезде в своих  «Воспоминаниях» записал архимандрит Нектарий (Петр Михайлович Чернобыль):
«С приходом к власти большевиков в городе Александрии сразу же начался самый жестокий террор. Чекисты хватали людей дома и на улице, и эти люди исчезали навсегда, где-то их приканчивали. В нашем городе прокурором был назначен некий бывший сапожник, по фамилии Макаров, и у него было только одно решение: «высшая мера наказания», – расстрел.
Казалось, в городе и уезде всё смешалось в кровавом хаосе. Но это была только видимость хаоса. На деле же всё совершалось чекистами по определённому, заранее намеченному  плану тёмных сил. Уничтожали по выбору. Истребляли самых выдающихся, самых достойных людей, всех, кто играл в дореволюционном обществе какую-нибудь заметную и важную роль. Замечали также, что если в каком-либо селе жил человек независимого ума, который по мнению большевиков, был способен понять ложь их пропаганды, то его забирали и убивали. Было очевидно, что большевики поставили своей целью истребить лучшую часть русского народа.
Известно, что Ленин с необычайной злобой относился  к Православной Церкви и по отношению к ней не шел ни на какие уступки. Уже в первый год советской власти начались расстрелы священников. В Киеве был большевиками замучен до смерти митрополит Владимир.
После революции в храмы нашего города стали время от времени заходить группы большевиков и комсомольцев. Они насмехались над верующими, глумились над иконами, но поначалу всё этим и ограничивалось, и церковная жизнь какое-то время продолжала идти прежним порядком».
В  3-х верстах от Чигирина находилось село Галагановка  Александрийского уезда.  8 июля 1919 года распоряжением епархиального начальства священником Иоанно–Богословской  церкви села Галагановка  был назначен Адриан Вожаков. В этом же 1919 году, по служебным вопросам пришлось отцу Адриану как-то поехать в г.Чигирин. Домой он не возвратился, поскольку был арестован, но за недостатком причин к обвинению был вскоре освобожден из под стражи.
В начале двадцатых годов  ХХ столетия новая беда постигла церковь. Возникла новая ересь – самочинная раскольническая группировка, называющая себя „Живая церковь”.  Эти  раскольники, восставшие против законноизбранного патриарха Тихона, открыто поддерживали  большевистскую  власть.  ” Живая церковь” допускала женатый епископат, второбрачное духовенство, ввела новый стиль в церковный календарь и множество других новшеств. Почему она и получила наименование обновленческой церкви или живоцерковников. К сожалению, многие священники и миряне города Александрии  и Александрийского уезда  перешли в обновленчество. Среди священства были и те, кто не поддался сему обольщению со стороны властей и живоцерковников. В числе их был и отец Адриан. Неоднократно батюшка в своих проповедях обращался к прихожанам не поддерживать политику новой власти и ” живоцерковников”,  направленную против Православной Церкви. Поучал родителей воспитывать детей в религиозном духе, не смотря на все скорби и трудности, продолжать ходить на службы в храм Божий, исповедоваться и причащаться.
20 марта 1923 года отец Адриан был назначен благочинным Глинского округа. В этот же период в Александрийский округ благочинным миссионером по борьбе с обновленчеством назначается иеромонах Варсонофий Юрченко. Благодаря его пастырской деятельности в лоно Православия возвращается много священнослужителей и мирян, возвращаются отобранные обновленцами храмы…
Но такое оживление церковной жизни и повсеместный возврат,  как священства, так и прихожан в лоно канонической церкви озлобляло не только обновленцев, но и ГПУ. Повсеместно в округе последовали аресты священнослужителей: игумена Варсонофия Юрченко, протоиерея Николая Пискановского и других.  В 1924 году органами ГПУ г.Александрии также был арестован и отец Адриан Вожаков, после чего он был осужден Александрийским народным судом на 3 месяца.
В апреле 1925 года по распоряжению епископа  Елисаветградского, викария  Херсонской епархии Онуфрия (Гагалюка)* находившегося в этот период  без  права выезда  в   Харькове, настоятель  Покровской  церкви
* ныне прославленного в лике святых
г. Александрии  игумен Варсонофий, был переведен  в  город Ольвиополь (Первомайск). С 1926 года благочинным Александрийского округа назначен протоиерей Антоний Котович, который в годы настоятельства игумена Варсонофия служил вторым священником при Александрийской Покровской церкви.
29 апреля 1926 года Адриан Вожаков назначается настоятелем Александрийской Покровской церкви.
Повинуясь  Воли Божией, отец Адриан вместе с женой и дочерью переезжают на  новое место жительство в г.Александрия. Православная община Покровской церкви г.Александрии была известна во всей округе своей стойкостью стояния в вере со времени настоятельства игумена Варсонофия Юрченко. Ещё в 1924г. накануне Вербного воскресенья в Покровскую церковь неожиданно явился обновленческий епископ Иоанн (Славгородский) со своим клиром и предъявил указ властей, присланный из Харькова, о поочередном служении православной общины и обновленцев. Но община не пожелала добровольно отдать ключи от  храма. До тысячи человек, собравшихся  в этот день, находилось как в церкви, так  в обширной церковной ограде. Многие, особенно неустрашимыми были женщины, стали плотно у дверей церкви и не позволили обновленцам войти в Покровский храм. На помощь обновленцам власть направила отряды милиции, комсомольцев, комбед, даже конная милиция – не смогли разогнать, собравшихся на защиту своего храма людей. Была вызвана  пожарная команда, которая струями холодной воды из шлангов разогнала людей. К тому же день был ветреный  и холодный. При помощи слесарей вырезали замок и открыли двери храма. Обновленцы во главе с их епископом ворвались в церковь. До конца Великого поста и на Пасху православные были лишены возможности  служить в  храме, в котором совершались с того времени обновленческие службы. Несмотря на последовавшие аресты настоятеля и членов приходского совета были предприняты все возможные меры по возвращении храма. Собрано огромное количество подписей, выбраны представители от общины, которые сначала обратились в Харьков, затем в Москву. С Божией помощью, при неоднократных поездках  в Москву, удалось добиться распоряжения  на возвращение Покровской церкви православным.
22 марта 1928 года  отец Адриан был назначен благочинным Александрийского округа, а с 1 апреля 1930 года – благочинным Александрийского и Глинского округов. 6 февраля 1931 года отец Адриан возведён  в сан протоиерея, но в этом же 1931году арестован  „ за золото ”,  как указано в документах об аресте, на какой срок неизвестно. Из «Поминальной книжки» отца Адриана,  где на обложке его рукою записаны даты и события послужного списка,  известно, что 12 декабря 1932 года на основании указа  №1391 он назначен представителем Епископа в Александрийском и Новопражском районах. За годы службы отец Адриан был удостоен  следующих церковных наград: 23 мая 1921 года награжден набедренником, 4 июля 1923 года – камилавкой, а 19 декабря 1924 года – золотым наперсным  крестом. Далее последовали еще две высокие церковные награды: 30 апреля 1933 г.  награжден палицей, а 2 апреля 1936  –  Святым Крестом с украшениями. В отличии  от церковной, которая ценила по достоинству труды отца Адриана, советская власть его не миловала и он снова в 1934 году был арестован, но в этот раз «за контрреволюционную деятельность».
В 30-е годы ХХ века новая  антирелигиозная волна захлестнула всю страну – повсеместное закрытие и разрушение православных монастырей и храмов  «до основания»… Дальнейшее наступление на Православную Церковь ознаменовалось усилением кампании безбожников, а нарастающие темпы индустриализации всколыхнули в стране «антиколокольную» кампанию. Митрополит Сергий оказался в изоляции, один на один с атеистической вакханалией, масштабы которой продолжали расширяться. Вслед за снятием колоколов разрушению подвергались храмы. С 1930 по 1934 г. их численность сократилась на 30%. Эта участь не минула и города Александрии. Так поочередно были закрыты и разрушены храмы города: в 1934 году  разрушена Свято-Николаевская церковь, в 1935 – Успенский собор, а в 1936 дошла очередь и до Покровской церкви. В этот раз все попытки церковной общины противостоять властям были безуспешными. Председатель церковного совета Покровской церкви Авраменко Агафья Дмитриевна по данному вопросу ездила в Москву с прошением от общины, чтобы не закрыли Покровскую церковь. Там пообещали, что храм не закроют, но когда матушка Агафья вернулась в город – Покровскую церковь уже взорвали. Поэтому все службы и требы протоиерей Адриан Вожаков и Димитрий Сурмели совершали на дому. Так продолжалось в течение года, пока не последовала новая волна арестов православных священнослужителей и мирян.
Сталинский тезис об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму развязал руки не только НКВД, но и атеистам. Прокатилась лавина репрессий против верующих и пастырей. Каждый из них обязан был теперь пройти через всеохватывающее анкетирование, которое определяло степень терпимости режимом этого лица. Жизнь приходов контролировалась инспекторами по наблюдению и негласными осведомителями НКВД. Летом 1937 года по распоряжению Сталина был разработан приказ о расстреле в течение четырех месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Один за одним уходили из жизни иерархи, увенчав свой исповеднический подвиг пролитием крови за Христа. 1937год – год «Великой Чистки» и последующий за ним 1938 были самыми страшными для духовенства и мирян – 200000 репрессированных и 100000 казненных. Был расстрелян каждый второй священнослужитель.
11 сентября 1937 года, в День церковного празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи, протоирея Адриана снова арестовали. Некоторое время он пребывал в Александрийской тюрьме, на момент 8 октября и 2ноября 1937г. находился под стражей в  тюрьме г.Днепропетровска. В чем же обвиняли священника? Обвиняли в том, что, несмотря на запрет новых властей совершать церковные службы и таинства на дому у прихожан, после закрытия Покровского храма, он продолжал крестить детей и совершать другие церковные таинства на дому. Обвиняли его в контрреволюционной пропаганде, направленной на свержение Советской власти. Будто бы он агитировал прихожан в начале 30-х годов против коллективизации, что  говорил о предстоящем голоде и предстоящей войне с Германией. Вменяли ему в вину и то, что не проводил обряды и не допускал к причастию обновленцев, пока те не покаются. Во время следствия кроме допросов на которых не обходились и без пыток, проводились очные ставки со лжесвидетелями….Несмотря на все пытки во время следствия, отец Адриан отрицал все надуманные обвинения. Не называя никого, кроме уже арестованного на то время архиепископа Днепропетровского  Георгия (Делиева), о котором отец Адриан сказал только то, что и так было всем известно, а именно, что батюшка получал распоряжения по церковным вопросам от управляющего епархией. Отец Адриан также не ответил на вопрос следователя о лицах, у которых на дому совершались богослужения, назвав только фамилии женщин донесших на него и присутствовавших на очной ставке.
В древности вопрос перед христианами обычно ставился довольно ясно: или ты исповедуешь Христа – и тогда тебе грозит смертная казнь, или отрекаешься от Христа – и этим сохраняешь себе жизнь. В ХХ веке новомученикам часто предъявлялись обвинения, прямым образом не связанные с исповеданием Христа, и даже отречение от веры могло не избавить их от расправы. Часто им необходимо было проявлять мужество не только для того, чтобы признавать себя христианином, но и чтобы разобраться в хитросплетениях следователей и не подписать какого-то обвинения, могущего повлечь за собой аресты других людей. Была такая государственная установка – не делать из пострадавших мучеников. Они должны были быть осуждены по политическим статьям. Так же хитро поставили вопрос  и  отцу Адриану «был ли согласен он на закрытие Покровской церкви?» Он отвечал, что был против закрытия Покровской церкви. Но поскольку церковь была закрыта согласно постановлениям ВУЦИКА, а батюшка был против закрытия церкви, значит, он был против постановлений советской власти. Поэтому его и  обвинили в контрреволюционной пропаганде. Согласно выписке протокола № 3 от  2 ноября 1937 года заседанием тройки УНКВД по Николаевской области на основании статьи 54-10 ч І  УК СССР Адриан Вожаков  приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 25 ноября 1937 г. в 24-00. Сведений  о месте расстрела и месте захоронения не имеется.
Относительно реабилитации Вожакова Адриана Ивановича в архивной справке Кировоградского областного архива от 15.01.2001 г. указано, что согласно выводам прокурора от 24.04.1989 года данное дело относится к ст.1. Указа Президиума Верховного  Совета СССР от 16 января 1989 года « О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношениях жертв репрессий, имевших место в период  30 – 40 – х. и начала 50-х. годов»
До времени реабилитации мужа Елена Ивановна Вожакова так и не дожила. Не знала она, что отец Адриан расстрелян еще в 1937 году, и до последних дней своей жизни верила в то, что он жив. В 1991 году  представилась ко Господу и единственная дочь Валентина Адриановна.
Сопоставляя  всё выше записанное, снова не перестаешь удивляться тому, как многое в духовном мире взаимосвязано. Давайте вспомним дату крещения отца Адриана, а крещён он был в день святого благоверного князя Александра Невского. Александр Невский  небесный покровитель императора Александра І.  Сам Александр І  жалует прозвищем прадеда, от которого потом и происходит фамилия Вожаковых. И один из самых лучших представителей этого рода  последние годы своего жизненного бытия проводит в городе Александрии. В городе, который в 1784 году в честь Александра І наименован именем его небесного покровителя святого благоверного князя Александра Невского. Православный пастырь подобен  вожаку. По-сути – он является  духовным вожаком своей пастве. Если верить архивным данным, протоирей Адриан был расстрелян 25 ноября 1937 года. 25 ноября – день памяти Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского и иконы Пресвятой Богородицы «Милостивая».
Крещен отец Адриан был в Николаевской церкви местечка Добровеличковка, где на тот момент находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуема по прежнему наименованию того селения Ревуцкая. После революции  этот образ, как и многие православные святыни, исчез. В 37  фонде Одесского Областного Архива сохранилось Дело, в котором собраны за 1819-1821 годы все свидетельства очевидцев чуда, происшедшего во время Божественной Литургии 30 апреля 1819 года, а также всех свидетельств помощи, получивших после молитвы пред этим образом… Есть предположения, что сохранилась одна из копий Ревуцкой иконы, которая находится в Покровском монастыре Херсонской епархии. Возможно, настало время второго прославления Ревуцкой иконы, и прославление в лике святых священномученика Адриана Вожакова.
Биография и жизнеописание Адриана Вожакова составлены на основании архивных документов, немногочисленных официальных сообщений и публикаций в дореволюционный период  в Херсонских епархиальных ведомостях.

Тропарь
священномученику Адриану Александрийскому
глас 1.
Православия поборниче, / благочестия и чистоты ревнителю, / в годину лютых гонений паству свою сохранивший, / и небесным венцем мученически венчавшеся, / священномучениче Адриане, / молися ко Господу: / граду Александрии и стране нашей мир и благоденствие даровати // и людем православным получити велию милость.

Кондак
глас 8
Веру Христову, яко оружие непобедимое имея, /  свидетельствова даже до смерти от богоборцев / и венцем нетленным украсился еси, священномучениче Адриане, / темже и мы духовно память твою торжествующе, / из глубины сердец приносим ти похвальное пение: / радуйся священномучениче Адриане, // града Александрии похвало и Церкви Православныя веселие.